Тенденция 2013 года, когда число рассмотренных дел возрастало, сохраняется. Интерью В.В. Хомчика. Журнал "Судья" | версия для печати |
Журнал «Судья», август, 2014 год
Тенденция 2013 года, когда число рассмотренных дел возрастало, сохраняется
О практике военных судов, о способах ее изучения и формирования, о различных мировых моделях реализации судебной власти в отношении военнослужащих, о требованиях, которые предъявляются к кандидатам на должность судьи военного суда, и о многом другом нам рассказал заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Владимир Владимирович Хомчик.
- Уважаемый Владимир Владимирович! Прежде всего примите наши поздравления с переназначением на должность заместителя Председателя Верховного Суда. Вам, судье и руководителю с большим опытом работы, в ближайшее время предстоит решать совершенно новые задачи, с которыми прежде ни Вам лично, ни Верховному Суду не приходилось сталкиваться. Имеется в виду организация работы военных судов в Крыму и Севастополе. Какова будет структура этих судов? Как будет решаться кадровый вопрос? Есть ли какие-либо особенности рассмотрения судами различных категорий дел на данных территориях?
- Для создания судов на этих территориях установлен переходный период, что предусмотрено ст. 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФК3 (в ред. от 27 мая 2014 г.) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В течение этого периода на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом их административно- территориального деления, установленного соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Крым и законодательным (представительным) органом государственной власти города федерального значения Севастополя, создаются суды Российской Федерации (федеральные суды). Естественно, суды будут создаваться в соответствии с законодательством Российской Федерации о судебной системе. Как гласит часть 5 ст. 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 Г. № 6-ФК3, до создания на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя судов Российской Федерации правосудие от имени Российской Федерации на указанных территориях осуществляют суды, действующие на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. На этот момент на территории Севастополя действовал ранее созданный Новороссийский гарнизонный военный суд, в который входило два судебных состава и к подсудности которого были отнесены все дела в отношении российских военнослужащих, проходивших военную службу на Черноморском флоте Российской Федерации. После принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов к подсудности этого суда относилось рассмотрение административных, уголовных и гражданских дел в отношении всех военнослужащих, проходящих военную службу в Министерстве обороны Российской Федерации или ином федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Федеральным законом от 23 июня 2014 Г. № 154-Ф3 «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» созданы Крымский гарнизонный военный суд и Севастопольский гарнизонный военный суд. Юрисдикция Крымского гарнизонного военного суда и Севастопольского гарнизонного военного суда распространяется на территории, где расположены военные гарнизоны, войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, дислоцированные соответственно в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. В случае если одним из ответчиков по таким делам является Минобороны Украины, суд отказывает в принятии иска (заявления), поскольку юрисдикция судов Российской Федерации на государственные органы Украины не распространяется. Гражданские дела по искам указанных военнослужащих, рассмотрение которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесено к компетенции военных судов, рассматриваются местными судами (районными, городскими) Республики Крым и города федерального значения Севастополя до момента создания на указанных территориях судов Российской Федерации (федеральных судов). Организационные вопросы деятельности военных судов отнесены к компетенции Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Представители Главного управления обеспечения деятельности военных судов выезжали в служебную командировку в Крым и Севастополь для ознакомления с местными условиями работы военных судов, которым предстоит осуществлять там правосудие.
- В этой связи во время переходного периода, пока суды в Крыму и Севастополе находятся в стадии формирования, не планируется ли проведение там выездных судебных заседаний? И насколько вообще распространена сейчас подобная практика? - Пока необходимости проводить выездные заседания в Крыму и Севастополе мы не видим, а в дальнейшем будем судить по обстановке. Что касается такой практики вообще, то хотелось бы отметить один принципиальный момент. В системе мер по поддержанию правопорядка важное место занимает проведение выездных заседаний военных судов по уголовным делам в присутствии личного состава непосредственно в расположении воинских частей. Подготовка к таким судебным заседаниям требуется серьезная, причем как со стороны судей военных судов, так и со стороны командования воинских частей. Ведь не всякое дело можно рассматривать в присутствии всего личного состава. В материалах целого ряда дел содержатся сведения, которые нельзя оглашать публично. Кроме того, дела неоднородны по сложности, по доказательной базе. Поэтому по согласованию с командиром части судья принимает решение о том, нужно ли про водить выездное заседание для слушания дела в полном объеме или достаточно принять участие только в части слушаний, например, на этапе судебных прений, когда выступают прокурор, адвокат и предоставляется последнее слово подсудимому. В Вооруженных Силах РФ в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2000 г. № 105 «Об организации работы по проведению выездных заседаний военных судов в расположении воинских частей и по объявлению приговоров и решений военных судов в приказах командования» командование анализирует практику организации открытых судебных процессов, издания приказов с объявлением приговоров и решений военных судов с ее обсуждением на заседаниях военных советов и в ходе служебных совещаний. В последнее время в этой работе начинают принимать активное участие органы военной полиции.
- Видимо, для выездных заседаний выбираются те дела, которые имеют какой-то общественный резонанс?
- Конечно. Дела резонансные. И - другой критерий отбора – дела правонарушениях, наиболее распространенных в том или ином регионе или в той или иной воинской части. Дела, связанные, допустим, с уклонением от военной службы. Или дела, связанные с неуставными взаимоотношениями, когда старослужащие применяют насилие к молодым солдатам. I - Таким образом, открытые судебные процессы в воинских частях, на которых присутствует весь личный состав, - это дополнительная мера по предотвращению правонарушений?
- Разумеется. Главная задача выездных заседаний - это эффективное отправление правосудия, но в том числе они проводятся и для активизации воспитательной работы. Поэтому об их проведении нас всегда просят руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и главнокомандующий внутренними войсками МВД России.
- Имеются в виду прежде всего уголовные дела?
- Нет, это помимо уголовных дел дела об административных правонарушениях. В июне 2013 года в окружные (флотские) венный суды было направлено информационное письмо о необходимости активизации работы по проведению судебных заседаний по делам об административных, в том числе в расположении воинских частей. И могу констатировать, что в течение года судьи военных судов Северо-Кавказского, Северного флотского, Московского окружных военных судов принимают активное участие в мероприятиях по предупреждению преступности. Например, в 2013 году только подведомственными Северо-Кавказскому окружному военному суду гарнизонными военными судами рассмотрено в присутствии личного состава173 дела об административных правонарушениях.
- Владимир Владимирович, каковы показатели работы военных судов по отдельным категориям дел за текущий год? Претерпевает ли их деятельность какие-либо изменения и если да, то насколько они серьезны? И какие тенденции развития правосудия для военнослужащих Вы наблюдаете?
- Статистические показатели работы военных судов по отдельным категориям дел за первое полугодие текущего года еще только обобщаются. Но показатели первого квартала этого года свидетельствуют о том, что тенденция 2013 года, когда число рассмотренных дел возрастало, сохраняется. В 2013 году военными судами было рассмотрено дел и различных материалов, подлежащих разрешению в судебном порядке, на 13.1% больше, чем в 2012 году.
- А как этот показатель распределяется между уголовными, гражданскими и административными делами?
- Более-менее равномерно. Военными судами в 2013 году рассмотрено 6909 уголовных дел, а это на 13,7% больше, чем в прошлом году. Дел об оспаривании действий (бездействия) и решений воинских должностных лиц и органов военного управления в 2013 году рассмотрено 65 359, что на 27% больше по сравнению с 2012 годом (47 700 дел). И, наконец, было рассмотрено 9 239 дел об административных правонарушениях (на14,2% меньше, чем годом ранее) и 1 908 материалов о грубых дисциплинарных проступках, совершенных военнослужащими (на 0,4% меньше, чем в 2012 году).
- Расскажите, пожалуйста, об аналитической работе, проводимой военными судами, а также Верховным Судом Российской Федерации. Какие особо значимые обзоры судебной практики за последнее время были сделаны и по каким вопросам планируется выпустить новые?
- Аналитической работой занимаются и сами судьи, и аппараты судов. Аппараты военных судов обеспечивают осуществление правосудия соответственно военными судами, проводят обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства и выполняют ряд других функций. Анализом практики военных судов в Верховном Суде занимается сотрудник отдела обобщения судебной практики Верховного Суда РФ Виктор Алексеевич Павленок. Ну и, конечно, в аналитической работе задействованы консультанты, помощники, советники судей и сами судьи. У меня, например, два помощника - Константин Валерьевич Фатеев и Сергей Вадимович Булаковский, и оба они активно вовлечены в эту работу. Ежегодно Верховный Суд обобщает судебную практику военных судов по уголовным и по гражданским делам на основании практики, присылаемой военными судами согласно сделанным тематическим запросам. Так, за последние два года Верховным Судом были проанализированы: практика рассмотрения военными судами гражданских дел, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих, практика рассмотрения дел об оспаривании действий (бездействия) и решений должностных лиц органов военного управления, связанных с увольнением с военной службы, практика рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершаемых военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, практика привлечения судьями гарнизонных военных судов военнослужащих, совершивших грубый дисциплинарный проступок, к дисциплинарному аресту. Анализ судебной практики позволил обобщить наиболее сложные вопросы, встречающиеся в деятельности военных судов при рассмотрении споров с участием военнослужащих и органов военного управления, и 29 мая 2014 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих». Анализ рассмотренных военными судами уголовных дел, связанных с уклонением военнослужащих от прохождения военной службы, был направлен на реализацию Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. № 3 (в ред. от 23 декабря 2010 г.) «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» и осуществление мониторинга единства судебной практики в этой области правоотношений. Были также проанализированы вопросы практики реагирования военных судов на нарушения законов, допущенные при производстве предварительного следствия, обобщена практика рассмотрения окружными (флотскими) военными судами гражданских дел, связанных с государственной тайной. Все эти вопросы нашли свое отражение в соответствующих обзорах и аналитических обзорных справках, направленных в окружные (флотские) военные суды. В 2010 году были проанализированы актуальная судебная практика Военной коллегии Верховного Суда РФ по уголовным делам с1940 по 2009 год и судебная практика по гражданским делам в отношении военнослужащих с 1993 по 2009 год. В 2013 году был издан сборник судебной практики по вопросам военной службы, статуса военнослужащих и уголовным делам за 2010-2013 годы. Кроме того, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФК3 «О военных судах Российской Федерации» ежеквартально издается информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются аналитические статьи судей военных судов, а также актуальные примеры судебной практики. Что касается ближайших планов, то ведется работа по обобщению практики рассмотрения военными судами дел о применении взысканий за коррупционные правонарушения, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». Также запланирован обзор практики применения военными судами законодательства о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих и др.
- Нельзя ли рассказать подробнее об этом готовящемся обзоре?
- Планируется во втором полугодии текущего года обобщить судебную практику, связанную с обеспечением военнослужащих жильем по накопительно-ипотечной системе, на основании Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», что вызывает определенные вопросы, с которыми нам предстоит разобраться.
- Вы упомянули обзоры рассмотренных дел о наложении дисциплинарных взыскании, арестов. А ранее суды рассматривали такие дела?
- Нет, раньше военные суды не рассматривали дела о наложении дисциплинарных арестов. Командиры могли самостоятельно, без суда назначать такое дисциплинарное наказание, как дисциплинарный арест на гауптвахте. Но поскольку наше государство присоединилось к европейским конвенциям, регламентирующим защиту основных прав и свобод человека, а любоес одержание под стражей, в том числе содержание на гауптвахте, является лишением свободы, то, соответственно, назначение этой меры наказания из компетенции командиров воинских частей перешло в компетенцию военных судов. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был дополнен необходимыми нормами, регламентирующими порядок назначения этого наказания судебными органами. Допустим, военнослужащий употребил спиртные напитки, нахулиганил или сделал нечто, что не влечет уголовной ответственности, но подпадает под дисциплинарную. Воинская часть направляет материалы в суд. На рассмотрении дела может присутствовать сам солдат или его представитель.
- Известны ли случаи отказа в наложении дисциплинарного взыскания? И если да, то как часто это происходит?
- Есть такие случаи. Суд направляет материалы назад командиру для применения более мягкого наказания, чем дисциплинарный арест, - допустим, выговора. Но у нас, к большому сожалению, не все суды рассматривают материалы, связанные с дисциплинарным арестом. Например, суды Северного флота такие дела не рассматривают.
- Почему?
- Потому что нет условий для содержания военнослужащих на гауптвахте. А раз нет гауптвахты, оформленной надлежащим образом, то подобное наказание и не применяют.
- Владимир Владимирович, как учитывается практика Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека в решениях военных судов? Проводились ли исследования на этот счет?
- Практика Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека по делам военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей постоянно изучается нами. На еженедельных занятиях по юридической подготовке судьи знакомятся с актуальными судебными постановлениями. Совместно с отделом специального контроля Верховного Суда Российской Федерации указанные постановления доводятся до окружных (флотских) военных судов. При подведении итогов работы с председателями окружных (флотских) судов эти вопросы анализируются и отражаются в докладе. Кроме того, в 2011 году были подготовлены и изданы сборники «Правовые позиции Европейского Суда по правам человека по делам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» и «Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по жилищным спорам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей». Кстати, Европейский Суд по правам человека изначально говорил о том, что трудовой контракт и контракт о прохождении военной службы - это совершенно разные контракты. И между ними больше различий, чем сходств. Европейский Суд придерживается той позиции, что военнослужащие - это не работники. Это граждане, которые проходят государственную службу. Согласно позиции Европейского Суда, каждый военнослужащий имеет право на судебное обжалование действий командования. И на обращение в международные органы правовой защиты. Соответственно, Европейский Суд стал принимать обращения российских военнослужащих.
- Существует ли статистика по обращениям с заявлениями о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок?
- В настоящее время доля дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в отношении военнослужащих крайне незначительна. Рассматриваются подобные дела окружными (флотскими) военными судами, и число этих дел не превышает пяти-шести в год. Хотя первоначально, когда был принят соответствующий закон (Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-Ф3 «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»), за год рассматривалось около 1012 дел, что, согласитесь, также немного. Но сейчас стало еще меньше.
- Какова на сегодняшний день тенденция рассмотрения дел о материальной ответственности военнослужащих?
- В 2013 году рассмотрено 1 189 дел о привлечении военнослужащих к материальной ответственности (1,8% от всех гражданских дел, рассмотренных военными судами). Удовлетворены требования по 541 заявлению (45,5%). В 2012 году таких дел было рассмотрено 355 (0,7%).
- Существуют ли трудности при исполнении наказаний, назначенных судами военнослужащим, и если да, то в чем они заключаются?
- Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 199-Ф3 «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» предусмотрено рассмотрение названных дел судьями гарнизонных военных судов. Однако, как я уже говорил, в 2013 году в Балтийском флотском военном суде и военных судах, подведомственных Северному флотскому военному суду, не рассматривались материалы о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста ввиду отсутствия гарнизонных гауптвахт по месту нахождения воинских частей. Неподготовленность гарнизонных гауптвахт по месту нахождения конкретных воинских частей вызывает значительные затруднения с исполнением постановлений судов по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста. По сообщениям должностных лиц органов военной полиции, этот вопрос должен быть решен в 2014 году, поскольку выделены средства на финансирование строительства и оборудование отдельных гарнизонных гауптвахт.
- Существование специализированного военного правосудия обусловливает необходимость наличия особого кадрового состава военных судов. Устраивает ли Вас качество нынешнего юридического образования и что следует модернизировать в образовательном процессе для того, чтобы выпускники юридических вузов были готовы к работе в военных судах? Какие главные требования предъявляются к кандидатам на должность судьи военного суда? И претерпели ли эти требования какие-либо изменения за последние годы?
- Согласно ст. 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации», судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи 3аконом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке. С 2009 года, когда законом было исключено прохождение военной службы в военных судах, к нам перестали поступать выпускники Военного университета, поскольку они являются военнослужащими. Сейчас большинство претендентов на должность судьи военного суда - это выпускники военной кафедры Российской академии правосудия. Вместе с тем представляется, что государство должно изменить подход к выпускникам юридических вузов, которые обучались за счет средств федерального бюджета по целевым направлениям. Выскажу свое мнение. Такие выпускники после завершения обучения могли бы определенное время поработать в тех учреждениях, где они нужны, в том числе в судах. Что касается вопроса о качестве юридического образования, то многое зависит от самих обучающихся. Если они пришли в вуз только за дипломом о высшем образовании, то это случайные для юриспруденции люди.
- Есть ли в военных судах женщины-судьи?
- Конечно, есть. По-моему, уже 16 женщин работают не только в гарнизонных, но и в окружных судах. И хорошо работают. У нас 12 окружных военных судов, и практически в каждом суде есть женщина-судья. Например, раньше в аппарате Военной коллегии работали две женщины, которые окончили военно-юридический факультет Военного университета и имели офицерские воинские звания.
- А процедура медиации применяется в военных судах? По каким категориям дел и насколько успешно?
- Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 (в ред. от 23 июля 2013 г.) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», если споры возникли не из гражданских, трудовых или семейных правоотношений, действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами. К отношениям, связанным с прохождением военной службы, процедура медиации не применяется.
- Что интересного и ценного, с Вашей точки зрения, имеется в современной зарубежной организации работы военных судов?
- В современном мире сформировалось несколько основных подходов к решению вопроса о механизме реализации судебной власти в военных организациях, что позволяет выделить три группы стран. Первую группу составляют государства, где военные суды действуют как в мирное, так и в военное время. К ним относятся Австралия, Дания, Египет, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, США, практически все страны Латинской Америки и ряд других. В названных странах военные суды рассматриваются как важное звено государственной судебной системы, причем независимо от того, функционируют они на постоянной основе или создаются по мере необходимости. Вторая группа стран имеет в мирное время так называемую смешанную юрисдикцию. Это Франция, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Венгрия и другие страны, где вместо военных судов при общих судах на постоянной основе функционируют специализированные военные структуры (палаты, отделы, советы). Такие структуры формируются из офицеров-юристов, реже - из гражданских судей или имеют смешанный состав. Их деятельность, как правило, координируется одним из заместителей председателя верховного (высшего) суда. Третью группу составляют те страны, где деятельность уголовных военных судов ограничена военным временем, в мирное время они могут создаваться только при войсках, находящихся за границей. К таким странам относятся Германия, Австрия, Португалия, Швеция, Япония и некоторые другие. В мирное время в этих странах уголовные дела в отношении военнослужащих рассматривают общие суды. Вместе с тем в указанных странах не исключается создание дисциплинарных военных судов. Так что опыт организации работы военных судов зарубежных странами, безусловно, изучается. Например, несколько судей Верховного Суда РФ были участниками научно-практических конференций, проводимых по обмену опытом судебной деятельности военных судов в Анголе и Турции. - Спасибо Вам, Владимир Владимирович, за интересную беседу. |
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
|
|