Проблема явки участников процесса в суд. Журнал "Судья", 2012 г., №8 | версия для печати |
Журнал «Судья», 2012 год, № 8.
АлександрНаумович Кнепман, судья суда Еврейской автономной области
Проблема явки участников процесса в суд
Проблема явки участников процесса в суд не раз поднималась в публикациях юристов. Отменяя определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2000 г., Президиум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 4 сентября 2002 г. № 156па-01 указал: право стороны на участие в судебном разбирательстве, гарантированное ст. 46 Конституции Российской Федерации, может быть соблюдено лишь в случае, если она надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания и имеет возможность представить свои объяснения на протест. Бесспорно, что для всех судов в России эта проблема сохраняет свою актуальность и в настоящее время, о чем говорит множество статей, посвященных данной теме. Особую остроту вопросу надлежащего извещения участников судебного процесса придают решения Европейского Суда по правам человека, в которых уже не раз ненадлежащее извещение признавалось нарушением пункта 1 СТ.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В Постановлении Европейского Суда по правам человека по делу «Игорь Васильченко (lgor Vasilchenko) против Российской Федерации» от 3 февраля 2011 г. в п.73-75 указано: «Европейский Суд неоднократно устанавливал нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции в делах, затрагивавших те же вопросы, что и в данном случае (см. Постановление Европейского Суда от 15 марта 2005 г. по делу «Яковлев против Российской Федерации» (Yakovlev v. Russia), жалоба № 72701Ю1, §192 и последующие, Постановление Европейского Суда от 20 октября 2005 г. по делу «Грошев против Российской Федерации» (Groshev v. Russia), жалоба № 69889/01, § 27 и последующие З, Постановление Европейского Суда от 5 октября 2006 г. по делу «Мокрушина против Российской Федерации» (Mokrushina v. Russia), жалоба № 23377/02, § 20 и последующие. Постановление Европейского Суда от 3 мая 2007 г. по делу «Прокопенко против Российской Федерации» (Prokopenko v. Russia), жалоба № 8630103, § 17 и последующие 5, Постановление Европейского Суда от 12 июня 2008 г. по делу «Субботкин против Российской Федерации» (Subbotkin v. Russia), жалоба № 837103, § 18 и последующие, и Постановление Европейского Суда от 14 ноября 2008 г. по делу «Литвинова против Российской Федерации» (Litvinova v. Russia), жалоба № З4489Ю5, § 16 и последующие). Европейский Суд отметил, что с учетом фактов настоящего дела не усматривает отличий от ранее рассмотренных дел, в которых он установил нарушение пункта 1 ст. 6 Конвенции в части не предоставления стороне возможности лично присутствовать на кассационном разбирательстве и отстаивать его или ее позицию в состязательной процедуре. Следовательно, имело место нарушение прав заявителя на справедливое разбирательство дела судом, гарантированное пунктом 1 ст.6 Конвенции при кассационном разбирательстве в областном суде». Сегодня все практикующие юристы наблюдают, как изменяется наше законодательство с учетом практики Европейского Суда. Пример тому - Федеральный закон от З0 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», дополнение процессуальных норм критериями «разумных сроков» (ст.6.1 ГПК РФ), введение апелляционной инстанции в систему федеральных судов общей юрисдикции. Статья 167 ГПК РФ предусматривает последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей: «1. Лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. 2. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. З. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. В случае если гражданин, в отношении которого подано заявление о признании его недееспособным, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрение дела в его отсутствие допускается при условии признания судом причин его неявки неуважительными. 4. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. 5. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. 6. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине». С 1 января 2012 г. эти требования в полной мере относятся к апелляционной инстанции. В соответствии с частью первой ст. 168 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков суд выслушивает мнение лиц, участвующих в деле, о возможности рассмотрения дела в отсутствие свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков и выносит определение о продолжении судебного разбирательства или о его отложении. Вряд ли кто-либо будет отрицать, что судебное разбирательство дела без надлежащего извещения лиц, чьи права затрагиваются рассмотрением дела, нельзя признать справедливым и объективным. Но как показывает судебная практика, часто надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, представляет собой серьезную проблему, и от ее решения зависят своевременность и качество разрешения дела. Данная проблема может быть обусловлена многими причинами, в том числе и теми, которые находятся вне компетенции суда. Россия не Европа, некоторые субъекты Российской Федерации по своей площади больше, чем отдельные европейские страны, вместе взятые. Многие регионы имеют труднодоступные, находящиеся на большом расстоянии от административных центров населенные пункты, куда также нередко требуется доставить извещения. Основным средством для доставки извещений является почта. Но и она не всегда может справиться надлежащим образом с задачей своевременного вручения извещения о судебном заседании, тем более что для суда главное, чтобы документ, подтверждающий получение этого извещения адресатом, вовремя вернулся в суд. Но одинаковое ли понимание этой задачи у суда и почты!? Даже для привода свидетеля, уклоняющегося от явки в суд, наложения на него штрафа требуется первоначально вручить ему под роспись повестку (ст. 168 ГПК РФ). Сегодня многие граждане не проживают по адресу регистрации, которая по смыслу закона должна соответствовать их постоянному месту жительства или пребывания. В этом случае почта не помощник - она не вправе разыскивать таких граждан. Зачастую недобросовестные участники процесса просто уклоняются от получения направленной судом корреспонденции. Об этом суд узнает тогда, когда почтовое отправление возвращается в связи с истечением срока хранения или иной почтовой отметкой и прошла значительная часть времени, отведенная законом для рассмотрения дела. Возникают торопливость, напряжение, поскольку такие проблемы наряду со многими другими препятствуют рассмотрению дел в установленный законом срок (2 месяца, месяц, 10 дней, 5 дней). Несмотря на то, что законодатель провозгласил необходимость рассмотрения дел в разумный срок, статистика, со всеми вытекающими из ее показателей последствиями, по-прежнему отражает лишь тот срок, который установлен ГПК РФ. Но это уже другая проблема. Задача суда быть «скорым и правым» сохраняется, однако, на мой взгляд, при наличии неоправданно коротких общих сроков рассмотрения дел и при отсутствии правового механизма продления этих сроков, не с пользой для справедливого правосудия! Сегодня распространена практика вручения судебных извещений специалистом суда (курьером). Однако и у него не всегда есть возможность попасть в подъезд, оборудованный домофоном или кодовым замком, тем более когда участник процесса не желает являться в суд и сообщает сам или через проживающих с ним лиц, что такой здесь не живет. Другим местом возможного извещения участника процесса является его место работы. Но не всегда специалист суда может быть допущен в ту или иную организацию, ведь его полномочия ничем не определены. Существуют проблемы и с извещением юридических лиц, которые не находятся по их известному юридическому адресу. Порой затруднительно найти местонахождение их органов управления. С этими проблемами сталкиваются как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды. Исполнение задачи известить участников судебного разбирательства превращается в подобие оперативно-розыскной деятельности. Хотя обязанность граждан зарегистрироваться по месту жительства или пребывания установлена законом. Юридические лица также обязаны сообщать данные о своем местонахождении в государственные органы. Однако установленная ответственность и контроль за соблюдением таких норм не побуждают их исполнять требования закона. В соответствии со СТ. 119 ГПК РФ, если место пребывания ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению дела после поступления сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика. Однако закон не определяет приемлемый и достоверный источник такой информации. Необходимо более четкое регулирование условий для рассмотрения дела в том случае, когда физические и юридические лица не выполняют требования закона о регистрации, либо отсутствуют по месту регистрации, а имеющиеся доказательства позволяют принять решение по делу. В практике встречались ситуации, когда истцы, заинтересованные в рассмотрении дела в отсутствие ответчика, умышленно не сообщали известный им адрес его фактического места проживания, ограничивались указанием места регистрации. Такое недобросовестное поведение участника судебного разбирательства не влечет какой-либо ответственности, что также нельзя признать правильным. С введением апелляционной инстанции на уровне краевых, областных и республиканских судов своевременное и надлежащее извещение участников процесса, проживающих вдалеке от регионального центра, становится в силу вышеназванных причин просто наитруднейшей задачей. Невозможно послать курьера в каждый населенный пункт. И у суда нет своих структур в каждом населенном пункте. Вместе с тем почти в любом поселении есть специалисты органов местного самоуправления, работники внутренних дел, которые могли бы оказывать содействие суду и вручать судебные извещения и документы. На практике такая помощь нередко оказывается, но она основывается скорее на уважительном отношении к суду, чувстве долга, а не на каких-то правовых нормах. Следует отметить, что нововведение в практику судов, касающееся извещения участников процесса посредством СМС-сообщений, также рассчитано в основном на их добросовестность. Недобросовестные участники процесса, даже дав согласие на их извещение таким способом, смогут при необходимости ссылаться на технические или иные трудности, которые не позволили им получить сообщение суда. Более того, такие трудности могут быть и на самом деле: кто-то забыл где-то мобильный телефон, кто-то его потерял, у кого-то он сломался, СМС прочитал заинтересованный в исходе дела член семьи, но не передал его, и так далее. Лучшим и достоверным подтверждением получения извещения по-прежнему остается расписка адресата. На мой взгляд, острота и значимость затронутых вопросов требует скорейшего принятия государственных решений, которые помогли бы судам беспрепятственно извещать участников процесса (где бы они не находились) и позволили бы исключить (минимизировать) возможность злоупотребления правом на участие в судебном разбирательстве со стороны недобросовестных лиц. Убежден, что наиболее эффективным способом решения этих вопросов может стать закон, который бы учел все известные в практике особенности, связанные с извещением участников процесса в различных регионах страны, определил ответственных лиц, меры и процедуры, позволяющие снять остроту существующей проблемы. Допускаю, что в эти процедуры должны быть вовлечены помимо судов и почты служба судебных приставов, органы внутренних дел и местного самоуправления, руководители организаций, где работают участники процесса. Уклонение от явки в суд лиц, чье присутствие признано судом обязательным, и уклонение от передачи им извещения тех, кто совместно проживает с такими лицами, а также руководителей организаций должны наказываться. У нас и за менее значительные административные нарушения порядка управления установлены более существенные штрафы. Когда видишь, как в других странах в суд для дачи показаний приходят действующие руководители государства, понимаешь, что нам в вопросах обеспечения явки участников процесса есть к чему стремиться. В некоторых делах без того или иного участника процесса, в том числе и ответчика, просто невозможно вынести обоснованное и законное решение даже по имеющимся доказательствам. Но законодатель, реализуя принцип состязательности, отнял у суда право обязать явкой ту или иную сторону. В 2004 году в моем производстве находилось дело по иску об установлении отцовства. Ответчик открыто уклонялся от явки в суд, по месту регистрации не жил, почтовые отправления не получал, по месту фактического проживания говорили, что его здесь также нет. А когда помощник судьи вместе с судебным приставом пришли вручить ему повестку по месту работы, он спросил: «Что вы за мной бегаете и сколько вам за это заплатили?» Ответчик явился в суд только после вынесения решения об удовлетворении иска, принятого на основе имеющихся в деле доказательств (ч. 2 ст. 150 ГПК РФ). Вместе с тем при разрешении дел об установлении отцовства закон требует от суда принимать во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица (ст.49 СК РФ). Но основным таким доказательством в наше время является заключение геномной экспертизы. А как ее провести без ответчика? Решение было отменено. При повторном рассмотрении дела после проведения экспертизы отцовство ответчика подтвердилось, иск был удовлетворен. Суды продолжают рассматривать гражданские дела в напряженном режиме, обусловленном различными причинами, в том числе не зависящими от них: жесткими сроками, недобросовестным поведением сторон, проблемами с их извещением, невозможностью ограничить свою нагрузку, постоянно меняющимся законодательством, недостатком возможных досудебных процедур разрешения споров и др. Это напряжение не может не сказываться на качестве принимаемых решений. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что не суды принимают законы, регулирующие процедуры осуществления правосудия, не суды определяют размер средств, необходимых для качественного выполнения поставленных перед ними задач, в том числе на связь, почту, транспорт. Эти вопросы находятся в компетенции законодателя. Поэтому в очередной раз хотелось бы привлечь внимание законодателя и предложить учитывать мнение судей, которые непосредственно на местах реализуют конституционное право граждан на судебную защиту: кому, как не им, известны проблемы, мешающие решению этой задачи.
АлександрНаумович Кнепман, судья суда Еврейской автономной области
|
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
|
|